Основные схемы телефонного мошенничества

ПРИМЕР:

Вам звонят с незнакомого номера. Мошенник представляется родственником, знакомым или коллегой по работе и взволнованным голосом сообщает, что задержан сотрудниками полиции и обвинён в совершении какого-нибудь преступления: хранение оружия или наркотиков, нанесение телесных повреждений, хулиганство, участие в ДТП.

Далее в разговор вступает второй мошенник и представляется сотрудником правоохранительных органов. Он уверенным голосом сообщает, что совершено преступление и, если Вы хотите помочь, необходимо  привезти определенную сумму в оговоренное место и передать какому-либо человеку или перевести на счет с помощью платежного терминала. Как правило, цена вопроса от 1 до 30 тыс. долларов США.

МЕХАНИЗМ:

В организации мошенничества с требованием денежных средств участвуют несколько преступников. Звонящий может находиться в любом месте, в т.ч. в исправительном учреждении.

Набирая заранее подготовленные телефонные номера или даже наугад, мошенник произносит определенные фразы, а далее действует по обстоятельствам.

Нередко гражданин сам случайно подсказывает имя того, о ком он волнуется.

Если Вы поддались на обман и согласились передать денежные средства, звонящий называет адрес, номер счета или куда нужно приехать для передачи. Мошенники, зачастую, предлагают снять недостающую сумму в банке и сопровождают гражданина лично. Они стараются запугать Вас, не дать опомниться, поэтому ведут непрерывный разговор с Вами вплоть до получения денег. После передачи денег Вас сообщают, где можно увидеть своего родственника или знакомого.

ЧТО ДЕЛАТЬ:

Прервать разговор и перезвонить тому, о ком идёт речь. Если его телефон  отключён, свяжитесь с коллегами, друзьями или родственниками для уточнения информации.

Беспокойство за близкого человека нередко мешает объективно оценить ситуацию. Помните, что звонок незнакомого человека с требованием передачи денег означает, что с Вами общается мошенник.

Аналогично следует поступать в случае, если Вас информируют о возбуждении уголовного дела в отношении родственника и необходимости передать деньги должностным лицам правоохранительных органов, готовым урегулировать вопрос.

Если Вы разговариваете, «якобы», с представителем правоохранительного органа, уточните, из какого он подразделения, в дежурной части которого проверьте, действительно ли к ним доставлен родственник  и  проходит ли позвонивший  службу в названном органе.

 

Ошибочный перевод средств

ПРИМЕР:

Вам приходит SMS-сообщение о поступлении денежных средств на счет, переведенных с помощью услуги «Мобильный перевод» либо с терминала оплат.  Сразу после этого поступает звонок или SMS о том, что на Ваш счет ошибочно переведены деньги, которые просят вернуть обратно тем же «Мобильным переводом» либо перевести на «правильный» номер. Вы переводите деньги, после чего такая же сумма списывается с Вашего счёта.

МЕХАНИЗМ:

Чтобы во второй раз списать сумму с Вашего счёта, мошенник использует чек, выданный при переводе денег. Он обращается к оператору с заявлением об ошибочном внесении средств и просьбой перевести их на свой номер.

То есть первый раз Вы переводите деньги по его просьбе, а во второй раз он получает их по правилам возврата средств.

ЧТО ДЕЛАТЬ:

Предложите звонящему использовать для возврата денег чек из терминала.

Если в ответ сообщат о его утрате, скорее всего, с Вами общается мошенник, просьбы которого выполнять не следует.

 

Сообщение-просьба о помощи

ПРИМЕР:

На мобильный телефон, «якобы», от близкого человека поступает сообщение о необходимости срочного перевода определенной суммы на телефон, причину которого объяснят позже.

КАК ПОСТУПАТЬ В ТАКОЙ СИТУАЦИИ:

Объясните своим близким, что на SMS такого характера реагировать не стоит, для уточнения информации лучше созвониться с «якобы» нуждающимся в переводе денег лицом.

 

Телефонный номер-грабитель.

ПРИМЕР:

Вам поступает сообщение с просьбой перезвонить на определенный номер мобильного телефона. Например – помощь другу, изменение тарифов связи, проблема с банковской картой. При звонке Вас длительное время держат на связи, но не беседуют, а после отключения, оказывается, что со счёта списана крупная сумма.

МЕХАНИЗМ:

Существуют сервисы с платным звонком, чаще всего это развлекательные, в которых услуги оказываются по телефону, и дополнительно взимается плата за сам звонок. Реклама таких сервисов всегда информирует о том, что звонок платный. Мошенники регистрируют такой сервис и распространяют номер без предупреждения о снятии платы за звонок.

ЧТО ДЕЛАТЬ:

Не звоните на незнакомые номера.

 

Выигрыш в лотерее

Каждому пользователю мобильного телефона хотя бы раз в жизни поступало уведомление о рекламной акции, выигрыше в лотерею или проведению розыгрыша подарков с участием операторов связи, известных теле-радио каналов. Мошенники часто используют их для прикрытия своей деятельности, поздравляя Вас с выигрышем и предлагая сообщить код карты экспресс-оплаты, которые упростили процедуру зачисления денежных средств на счёт, но одновременно и стали новым способом хищения денежных средств мошенниками.

Вам может поступить звонок от «якобы» представителя сотовой компании, который предложит пополнить счет карточкой экспресс-оплаты, предварительно сообщив оператору личный ПИН-код и перезвонив на определенный номер.

МЕХАНИЗМ:

Мошенники убеждают Вас купить карты экспресс-оплаты на крупную сумму и сообщить код, скрытый на ее оборотной стороне, что позволит присвоить денежные средства, а сообщение о победе призвано ослабить Ваше внимание.

ЧТО ДЕЛАТЬ:

Активировать карточки экспресс-оплаты следует исключительно через специальный короткий номер на ней. Личный код может быть использован только Вами и не подлежит сообщению другим лицам.

ПРИМЕР:

На мобильный телефон в ночное время приходит SMS о том, что Вы стали победителем лотереи и выиграли путешествие, ноутбук или иной приз, а для ознакомления с условиями акции предлагают посетить определенный сайт либо позвонить по одному из указанных телефонных номеров.

Во время разговора мошенники сообщают о том, что надо выполнить небольшие формальности: оплатить изготовление документов или налоги, для чего необходимо перевести на счет своего мобильного телефона указанную сумму, а затем набрать определенную комбинацию цифр для проверки их поступления на счет и получения «кода подтверждения».

МЕХАНИЗМ:

Комбинация цифр, которую Вы набираете, на самом деле является кодом, с помощью которого мошенники получают доступ к перечисленным средствам. Как только код набран, счет обнуляется.

ЧТО ДЕЛАТЬ:

Если Вы не участвовали в лотерее, а узнали об этом, только получив SMS – сообщение - это обман. Не выполняйте поступившие команды.

 

Телефонные вирусы

ПРИМЕР:

На Ваш телефон приходит  информация: «Вам пришло SMS-сообщение. Для получения пройдите по ссылке...». При выполнении данной команды на телефон скачивается вирус и происходит постепенное списание с него денежных средств.

Также возможно, что при заказе какой-либо услуги через «якобы» мобильного оператора или при скачивании мобильного приложения Вам приходит предупреждение: «Вы собираетесь отправить сообщение на короткий номер ..., для подтверждения операции отправьте сообщение с цифрой 1, для отмены с цифрой 0». Если Вы согласитесь, то   с  телефонного счета будут списаны деньги.

Мошенники используют специальные программы, позволяющие автоматически генерировать тысячи таких сообщений, следствием чего является списание средств с телефонов.

ЧТО ДЕЛАТЬ:

Не звоните по номеру, с которого отправлено SMS-сообщение.

 

Сообщение от «якобы» оператора связи

ПРИМЕР:

Вам приходит SMS-сообщение «якобы» от сотрудника службы технической поддержки оператора мобильной связи, с предложением, например, о подключении новой эксклюзивной услуги, перерегистрации во избежание отключения связи из-за технического сбоя, защиты от СПАМ-рассылки, для чего предлагается набрать под диктовку код или SMS-сообщение, которое подключит новую услугу.

МЕХАНИЗМ:

Код, который Вам предлагают набрать, является комбинацией для мобильного перевода денег с Вашего счета без последующего предоставления каких-либо услуг.

ЧТО ДЕЛАТЬ:

Обратитесь к своему мобильному оператору для уточнения достоверности предлагаемой в SMS-сообщении услуги. При подозрении на мошенничество оператор заблокирует данного абонента.

 

МОШЕННИЧЕСТВО С БАНКОВСКИМИ КАРТАМИ

Банковская карта – инструмент для совершения платежей и доступа к наличным средствам на счёте, не требующий для этого присутствия в банке. Но простота использования банковских карт оставляет множество лазеек для мошенников.

ПРИМЕР:

Вам приходит SMS-сообщение о том, что Ваша банковская карта заблокирована, а для получения подробной информации необходимо перезвонить на указанный в сообщении номер.

Когда Вы звоните по указанному телефону, Вам сообщают о том, что на сервере, отвечающем за обслуживание карты, произошел сбой и просят сообщить номер карты и ПИН-код для ее перерегистрации.

МЕХАНИЗМ:

Как только Вы сообщите номер карты и код от нее - деньги будут сняты.

ЧТО ДЕЛАТЬ:

Удостоверьтесь в правдивости информации в службе поддержки Вашего банка. Не сообщайте свой  ПИН-код никому.

ПРОФИЛАКТИКА МОШЕННИЧЕСТВА С БАНКОВСКИМИ КАРТАМИ:

ПИН-код необходимо запомнить и не хранить его рядом с картой, например, в кошельке, сумке, мобильном телефоне. Так, в случае утраты или хищения карты, Вы успеете обезопасить свой счёт, заблокировав ее.

Если Вам позвонили из какой-либо организации или Вы получили письмо по электронной почте с просьбой сообщить реквизиты карты и ПИН-код по различным причинам, то не спешите ее выполнять. Позвоните в службу поддержки банка и сообщите о данном факте. Не переходите по указанным в письме ссылкам, поскольку они могут вести на сайты-двойники.

Если Вы утратили карту, срочно свяжитесь с банком, выдавшим её, сообщите о случившемся и следуйте инструкциям его сотрудника.

Номер телефона службы помощи банка должен быть в списке контактов Вашего мобильного телефона.

При проведении операций с картой пользуйтесь только теми банкоматами, которые расположены в безопасных местах и оборудованы системой видеонаблюдения или охраной, например, в государственных учреждениях, банках, крупных торговых центрах.

При возможности посещения банка старайтесь не использовать карту в уличных банкоматах.

Обращайте внимание на картоприемник и клавиатуру банкомата. Они не должны быть оборудованы какими-либо дополнительными устройствами.

Все действия с пластиковой картой в ресторанах, кафе, магазинах, супермаркетах и других местах должны происходить в Вашем присутствии.

Муниципальный совет

197755, г. Санкт-Петербург, п. Лисий Нос, ул. Холмистая, д. 3/5

тел. 8 (812) 434-90-29

Местная администрация

197755, г. Санкт-Петербург, п. Лисий Нос, ул. Боровая, д. 50А

тел. 8 (812) 240-30-33

Быстрые ссылки

Дополнительная информация

mdi-arrow-left Новости Печатные издания Видеосюжеты Административная реформа Статистические данные Подведомственные предприятия Росреестр Прокуратура ГО и ЧС Социальный фонд России ЦБ РФ Минюст России Врио Губернатора ФНС МВД Статьи Инфраструктура поддержки предпринимательства в СанктПетербурге Меры поддержки бизнеса Имущественная поддержка бизнеса Единый реестр субъектов МСП Исполнение Указов Президента Противодействие коррупции Профилактика правонарушений Опека и попечительство Порядок обжалования нормативных правовых актов Предпринимательство Статьи Мероприятия Поздравления Баннеры Приоритетный проект «Формирование комфортной городской среды» Проект «Решаем вместе!» Подключение к водопроводу и канализации, бланки заявлений и договоров В помощь мигранту Бюджет для граждан Губернаторский эфир МКУ ЛИСИЙ НОС Устав Выборы Вакансии Административно-территориальное устройство Руководство Личный приём должностными лицами местной администрации Полномочия Руководство Личный приём должностными лицами муниципального совета Законодательство по ОМСУ Архив ИКМО Правовые акты Проекты правовых документов Муниципальные программы Результаты проверок Устав МО пос. Лисий Нос Прочее Оставить обращение Обращения граждан Работа с обращениями Контакты
Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!