Здравствуйте, сегодня много говорят про риск-ориентированный подход, что это такое?

Риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и осуществления государственного контроля, при котором выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности объектов к определенной категории риска либо определенному классу опасности.

Отнесение к определенному классу опасности осуществляется органом государственного контроля с учетом тяжести потенциальных негативных последствий вследствие несоблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований в соответствии с правилами отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности, которые утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 № 806.

Так, планирование проверок в области пожарной безопасности в зависимости от категории, характеризующей степень риска объектов защиты и территорий, будет составлять от 1 раза в 3 года для объектов 1 категории (высокая степень риска) до 1 раза в 10 лет для объектов 4 категории (умеренная степень риска). Для объектов самой безопасной 5 категории (низкая степень риска) плановые проверки не планируются.

 

Категория риска

Периодичность проведения плановых проверок

Высокий риск

Не чаще одного раза в 3 года

Значительный риск

Не чаще одного раза в 4 года

Средний риск

Не чаще одного раза в 7 лет

Умеренный риск

Не чаще одного раза в 10 лет

Низкий риск

Плановые проверки не проводятся

 

Каким образом осуществляется отнесение объектов к той или иной категории риска?

 

Отнесение к определенному классу опасности осуществляется исходя из класса потенциальной опасности объектов, вида экономической деятельности, а также степени возможной угрозы жизни, здоровью людей и риска причинения вреда чужому имуществу с учетом тяжести потенциальных негативных последствий вследствие несоблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований пожарной безопасности.

Вместе с тем, в соответствии с требованиями вышеуказанных Правил, в случаях:

проведения пожарного аудита объекта защиты с выводом о невыполнении условий соответствия указанного объекта требованиям пожарной безопасности;

наличия сведений о происшедшем на объекте защиты пожаре в течение последних 5 лет;

наличия вступившего в законную силу постановления суда о назначении наказания в виде административного приостановления деятельности юридического лица и индивидуального предпринимателя на объекте защиты в течение последних 3 лет,

соответственно объекты защиты, подлежащие отнесению к категории среднего, умеренного и низкого риска, подлежат отнесению к категории значительного, среднего и умеренного риска соответственно.

В тоже время, Правилами предусмотрено увеличение периодичности проверок путем перехода объектов защиты различных категорий риска из одной категории в другую – менее значимую по степени опасности.

Условиями такого перехода могут являться такие факторы как:

- создание в установленном порядке подразделения пожарной охраны для защиты соответствующих объектов (за исключением добровольных пожарных формирований);

- наличие в структуре юридического лица и у индивидуального предпринимателя, которые используют объект защиты, подразделения, занимающегося вопросами пожарной профилактики, кадровый состав которого имеет специальное пожарно-техническое образование и стаж работы в системе государственного пожарного надзора или тушения пожаров не менее 5 лет;

- проведение пожарного аудита объекта защиты с выводом о выполнении условий соответствия указанного объекта требованиям пожарной безопасности;

- отсутствие при последней плановой проверке нарушений требований пожарной безопасности.

Так, например, если собственник офисного здания высотой 28 метров и более провёл на объекте независимую оценку пожарного риска, по результатам которой сделан вывод о выполнении условий соответствия указанного объекта требованиям безопасности, указанный объект защиты следует вместо значительной категории риска относить к средней. Периодичность плановой проверки в таком случае составит не 1 раза в 4 года, а 1 раз в 7 лет.

 

Что такое независимая оценка пожарного риска?

 

Независимая оценка пожарного риска, в соответствии со статьёй 144 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» является одной из форм оценки соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности и в последнее время МЧС России активно внедряется, а представителями бизнес-сообществ всё более часто применяется, с целью снижения количества проверок.

Напомню, что заключения о независимой оценке пожарного риска, имеющие вывод о выполнении условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, в установленном порядке учитываются при планировании или проведении проверок объектов защиты по соблюдению требований пожарной безопасности.

Стоит отметить, что с 1 декабря 2015 года в Главном управлении МЧС России по г. Санкт-Петербургу организована работа по проведению аккредитации экспертных организаций и экспертов в области оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска.

 

Предусматривается ли в настоящее время снижение нагрузки со стороны контролирующих органов МЧС России на представителей малого бизнеса?

 

В соответствии со статьей 26.1 294 ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей..." в целях создания благоприятной среды для малого бизнеса в 2016 – 2018 годах предусмотрены «надзорные каникулы», в соответствии с которыми субъекты малого предпринимательства не включаются в ежегодные планы проведения плановых проверок. При этом, если юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель, относящиеся к малому предпринимательству, обнаружили себя в плане проведения плановых проверок, они вправе подать в орган государственного контроля (надзора) заявление об исключении их из указанного плана. Если проверка уже началась, то, в случае предоставления документов, подтверждающих отнесение к субъектам малого предпринимательства, она прекращается.

Кроме того, согласно приказу МЧС России от 12.09.2016 № 492, исключается проведение внеплановых выездных проверок по контролю исполнения ранее выданных предписаний об устранении субъектами малого и среднего предпринимательства нарушений, не связанных с наличием угрозы жизни и здоровью людей.

Вместе с тем, при поступлении жалоб и обращений, в которых содержатся сведения о наличии угрозы жизни и здоровью людей на объектах защиты, эксплуатирующихся субъектами малого и среднего предпринимательства, соответствующие внеплановые выездные проверки проводятся по согласованию с органами прокуратуры и с участием представителей Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ».

 

Какие результаты ожидаются от вносимых изменений в законодательство в части защиты предпринимательского сообщества?

 

В результате внедрения нового подхода и установления «надзорных каникул» в МЧС России уже сегодня существенно сократило свое «законное присутствие» на объектах защиты и прежде всего в предпринимательском секторе. Так, в Санкт-Петербурге количество плановых проверок в 2016 году сокращено на 37 %. При этом, количество плановых проверок начиная с 2013 года снизилось и вовсе на 73 %.

Кроме того, согласно приказу МЧС России от 12.09.2016 № 492 в случае отсутствия угрозы жизни и здоровью людей, предусматривается отмена внеплановых проверок по контролю исполнения ранее выданных предписаний субъектами малого и среднего предпринимательства.

Также, в соответствии с положениями Федерального закона от 31.12.2014 № 515-ФЗ «О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» предусмотрено возможность назначения наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа.

Кроме того, в соответствии с положениями Федерального закона от 03.07.2016 № 316-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» для субъектов малого и среднего предпринимательства, за впервые совершенное административное правонарушение при отсутствии причинения вреда или угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, а также при отсутствии имущественного ущерба, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение.

Вместе с тем, МЧС России внесены предложения, направленные на снижение административной нагрузки на хозяйствующие субъекты, в части отмены ряда составов Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Наряду с этим, для снятия избыточных технических ограничений из Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» исключаются жесткие фиксированные требования и переводятся в статус положений добровольного применения. Тем самым расширяются возможности собственника в полном объеме рисковать принадлежащим ему имуществом при безусловном обеспечении безопасности жизни и здоровья людей.

Вносимыми изменениями увеличивается перечень объектов защиты, собственник которых в добровольном порядке может подавать декларацию пожарной безопасности. Надзорные мероприятия на таких объектах планироваться не будут.

Такой законопроект уже разработан и внесен на рассмотрение.

 

Какая работа ведётся в рамках оказания помощи и снижения нагрузок на бизнес-сообщества в Санкт-Петербурге?

 

Главным управлением в целях обеспечение законности и снятия избыточных административных барьеров при осуществлении надзорной деятельности, налажено тесное взаимодействие с представителями общественных организаций и бизнес - сообществ Санкт-Петербурга. На постоянной основе проводятся открытые семинары, в ходе проведения которых субъекты предпринимательской деятельности информируются о формах и методах осуществления надзорных функций. Активно проводится совместная работа с Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Санкт-Петербурге, а также общественными организациями, представляющими интересы субъектов предпринимательской деятельности Санкт-Петербурга, в рамках которой с ними были заключены соглашения о сотрудничестве.

Для объединения усилий всех участников работы, по поддержке предпринимательства на территории Санкт-Петербурга, в июле 2013 года, при начальнике Главного управления, был создан Консультативный совет по вопросам снятия избыточных административных барьеров в сфере предпринимательской деятельности при организации и осуществлении надзорной деятельности Главным управлением.

Консультативный совет является совещательным, консультативным органом, созданным в целях установления регулярного и эффективного взаимодействия между организациями, общественными объединениями, физическими лицами и надзорными органами Главного управления для совместного решения социально значимых и проблемных вопросов, возникающих при осуществлении их деятельности

Основными задачами консультативного совета являются:

- изучение ситуаций, связанных с вопросами развития и поддержки предпринимательства в Санкт-Петербурге;

- проведение консультаций и подготовка информации по вопросам, возникающим в ходе повседневной деятельности;

- укрепление положительного имиджа сотрудников надзорных органов МЧС России;

- исследование и анализ возникающих проблем малых и средних предприятий, обеспечение соблюдения законных прав и интересов при их взаимоотношениях с надзорными органами Главного управления;

- исследование и устранение избыточных административных барьеров, препятствующих развитию действующих и выходу на рынок новых предприятий (организаций);

- содействие распространению знаний о способах предупреждения возникновения опасных ситуаций, системе обеспечения безопасности населения в случае природных и техногенных катастроф;

- содействие совершенствованию механизмов взаимодействия предприятий и организаций с подразделениями МЧС России при проведении спасательных операций и ликвидации последствий аварий и катастроф.

Заседания Консультативного совета показывают большую заинтересованность представителей общественных организаций в работе Совета, связанную с установлением регулярного и эффективного взаимодействия между организациями, общественными объединениями, физическими лицами и надзорными органами Главного управления для совместного решения социально значимых и проблемных вопросов, возникающих при осуществлении их деятельности.

В ходе заседаний Консультативного совета регулярно проводится «Круглый стол» по проблемным вопросам, с которыми сталкиваются субъекты предпринимательской деятельности в настоящее время, как правило предпринимателей волнуют следующие вопросы:

- порядок применения технического регламента о требованиях пожарной безопасности и нормативных документов, принятых в его развитие, при осуществлении федерального государственного пожарного надзора;

- независимая оценка пожарного риска - как перспективная форма оценки соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности;

- порядок учета должностными лицами управления надзорной деятельности при привлечении к административной ответственности субъектов предпринимательской деятельности договорных отношений между собственниками и арендаторами объектов защиты;

- разграничение ответственности за нарушение требований пожарной безопасности (в части содержания общего имущества в многоквартирных домах), между собственниками помещений и должностными и юридическими лицами ТСЖ, ЖСК, управляющих (обслуживающих) организаций;

- пути повышения уровня информированности субъектов предпринимательской деятельности по вопросам обеспечения гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности и безопасности на водных объектах;

- результаты совместной работы по участию представителей общественных организаций при рассмотрении административных дел, возбужденных в отношении юридических лиц, а также при разрешении конфликтных ситуаций, возникающих между субъектами предпринимательской деятельности и представителями органов надзора на местах, посредством разбора таких ситуаций в досудебном порядке.

 

Есть ли какие-то практические результаты совместной деятельности Главного управления с представителями бизнес-сообществ?

 

Да, конечно, в частности, консультативный совет стал площадкой для разработки и внедрения таких новаторских проектов как:

- «Дорожная карта для предпринимателя», основной задачей которой является оказание всесторонней методической помощи хозяйствующим субъектам в выборе возможных способов обеспечения пожарной безопасности, путей устранения нарушений требований пожарной безопасности и построении на объектах защиты системы обеспечения пожарной безопасности;

- «День начинающего предпринимателя в МЧС», в рамках которого, в соответствии с Приказом начальника Главного управления, наиболее подготовленными государственными инспекторами, на безвозмездной основе, с пришедшими проводятся инструктивные занятия по соблюдению требований гражданской обороны, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности, в рамках которых, в соответствии с заранее разработанными в Главном управлении тематическим планом и типовой программой, в доступной форме рассказывается не только о нормативно-правовых актах, содержащих требования в области ГО, ЧС и пожарной безопасности, правах и обязанностях предпринимателя и проверяющего, а также порядке обжалования решений и действий должностных лиц органов МЧС, но и о таких востребованных вопросах как, например, разграничение ответственности в области пожарной безопасности между собственником и арендатором помещения.

 

В последнее время в обществе часто обсуждаются вопросы доступности среды обитания для маломобильных граждан. Какое внимание уделяется вопросам защиты граждан данной категории в Санкт-Петербурге?

 

Главным управлением уделяется пристальное внимание обеспечению соблюдения и эффективной защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательства, осуществляющих свою деятельность на территории Санкт-Петербурга в вопросах формирования и обеспечения мер предупреждения причинения вреда инвалидам и иным маломобильным группам населения.

Так, в целях предупреждения причинения вреда инвалидам и иным маломобильным категориями граждан, в соответствии с положениями Конвенции о правах инвалидов, Конституции Российской Федерации, Указом Президента РФ № 597 от 7 мая 2012 года «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» и рядом иных нормативно-правовых актов между Главным управлением и Автономной некоммерческой организацией "Национальный центр содействия эколого-социальному и инновационному развитию территорий" в 2016 году заключено соглашение, предусматривающее совместное и согласованное осуществление действий и мероприятий, направленных на обеспечение пожарной безопасности объектов, в том числе маршрутов и способов эвакуации инвалидов различных групп, обременённых особенностями здоровья, связанными с ограничениями в передвижении, а также в восприятии информации.

Кроме этого, сотрудниками Главного управления совместно с Учебно-реабилитационным предприятием «Свет» специально для детей с полным отсутствием или серьёзным повреждением зрения было разработано «Пособие для детей с ограниченными возможностями зрения по действиям в случае возникновения чрезвычайной ситуации».

Из «Пособия», выполненного точечно-рельефным шрифтом по системе Брайля, дети самостоятельно смогут узнать все основные правила пожарной безопасности и о том, как правильно действовать в случае возникновения реального возгорания или иной чрезвычайной ситуации.

 

Какие приоритетные направления и ожидаемые результаты на сегодняшний день в надзорной деятельности МЧС России?

 

Сегодняшняя процедура надзора в МЧС России существенно изменена. Созданы реальные условия для развития и внедрения негосударственных форм подтверждения соответствия объектов требованиям безопасности.

При планировании проверок, с учётом категорий риска, основное внимание сосредоточено на вопросах обеспечения безопасности объектов социальной защиты населения, здравоохранения, образования, объектов критически важных для национальной безопасности страны, культурного наследия, объектов жизнеобеспечения, в том числе энергетических объектов.

Обеспечено перераспределение усилий подразделений надзорной деятельности на профилактическую работу, связанную с предупреждением правонарушений, проведением инструктажей, обучением и формированием практических навыков безопасного поведения в случае чрезвычайных ситуаций и пожаров.

Таким образом, деятельность МЧС России, направленная на совершенствование законодательства о контрольно-надзорной деятельности МЧС России, в том числе в части введения риск-ориентированного подхода, а также принимаемые Главным управлением меры, гарантируют решение поставленных задач, что позволит, с одной стороны, обеспечить требуемый уровень защищенности граждан Российской Федерации, а с другой – не только снизит административную нагрузку на малый и средний бизнес, но и будет способствовать развитию экономики в целом.

Муниципальный совет

197755, г. Санкт-Петербург, п. Лисий Нос, ул. Холмистая, д. 3/5

тел. 8 (812) 434-90-29

Местная администрация

197755, г. Санкт-Петербург, п. Лисий Нос, ул. Боровая, д. 50А

тел. 8 (812) 240-30-33

Быстрые ссылки

Дополнительная информация

mdi-arrow-left Новости Печатные издания Видеосюжеты Административная реформа Статистические данные Подведомственные предприятия Росреестр Прокуратура ГО и ЧС Социальный фонд России ЦБ РФ Минюст России Врио Губернатора ФНС МВД Статьи Инфраструктура поддержки предпринимательства в СанктПетербурге Меры поддержки бизнеса Имущественная поддержка бизнеса Единый реестр субъектов МСП Исполнение Указов Президента Противодействие коррупции Профилактика правонарушений Опека и попечительство Порядок обжалования нормативных правовых актов Предпринимательство Статьи Мероприятия Поздравления Баннеры Приоритетный проект «Формирование комфортной городской среды» Проект «Решаем вместе!» Подключение к водопроводу и канализации, бланки заявлений и договоров В помощь мигранту Бюджет для граждан Служба по контракту Губернаторский эфир МКУ ЛИСИЙ НОС Устав Выборы Вакансии Административно-территориальное устройство Руководство Личный приём должностными лицами местной администрации Полномочия Руководство Личный приём должностными лицами муниципального совета Законодательство по ОМСУ Архив ИКМО Правовые акты Проекты правовых документов Муниципальные программы Результаты проверок Устав МО пос. Лисий Нос Прочее Оставить обращение Обращения граждан Работа с обращениями Контакты
Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!